Один день в кабине самосвала

Один день в кабине самосвала

30 января 2014

Не так давно довелось мне провести один рабочий день в кабине грузового автомобиля. Покатался по красивым местам Восточного Казахстана, побывал на руднике, где добывают медную руду, отвёз её на горно-обогатительную фабрику. Попутно оценил прелести современного самосвала.

Не так давно довелось мне провести один рабочий день в кабине грузового автомобиля. Покатался по красивым местам Восточного Казахстана, побывал на руднике, где добывают медную руду, отвёз её на горно-обогатительную фабрику. Попутно оценил прелести современного самосвала.

Защита фар, интегрированный кенгурятник и обилие зеркал заднего вида входят в штатное оснащение

Текст и фото: Евгений Каримов, «Колёса»

В 7:55 к кафе подкатил за мной Volvo FMX. Самосвал. Красного цвета, большой и красивый. Капота нет, поэтому скажу так: под кабиной рядная «шестёрка» объёмом 13 литров мощностью 420 л. с. Вот на этой технике мне и предстоит кататься весь день. Что ж, поехали в штольню за рудой на горнорудное предприятие «Снегирихинское».

Самосвал марки Volvo на том участке работает один. Он является демонстрационным образцом. На Николаевской обогатительной фабрике сегодня трудится несколько десятков китайских самосвалов с колёсными формулами 6×4 и 8×4. Недорогие грузовики, обладающие хорошей грузоподъёмностью, но, как показала практика, уступающие в эффективности грузоперевозок шведскому самосвалу. При равной грузоподъёмности Volvo расходует на 30% меньше топлива. Я был сильно удивлён, когда тяжёлый самосвал, имеющий собственную массу примерно 13 тонн и везущий в кузове 25 тонн породы, на ровной дороге при скорости 50 км/ч расходовал 17-19 л/100 км. Совершенно фантастическая цифра! А средний расход с круга составил 45 л.

Механическая трансмиссия FMX имеет 14 ступеней (но можно заказать «полуавтомат» или «автомат»). Колёсная формула — 6×4. Межосевой и задний межколёсный дифференциал блокируемый.

До штольни, где добывают рудоносную породу, ведёт грунтовая дорога. Очень неровная. Из-за кочек и ям средняя скорость небольшая, т. к. пустую машину сильно трясёт. Гружёная едет мягко, но на неровностях есть риск сломать рессоры, что, в общем-то, нередко и происходит. Поэтому водители вынуждены ехать медленно. Под нагрузкой, а каждый грузовик везёт в среднем около 30 тонн породы (в зависимости от умения экскаваторщика в машину могут загрузить и 20, и 35 тонн), во избежание поломок подвески и отказа тормозов машины движутся со скоростью не более 20 км/ч. Но Volvo способен ехать быстрее. На участке грунтовой дороги длиной примерно 40 км он показал среднюю скорость 30 км/ч. При этом, что понравилось лично мне, плавность хода до и после погрузки изменилась очень мало. Кто-то может подумать, что это очень медленно, но это не так. По пути к шахте увидел стоящий у обочины самосвал Sachman с вырванным передним мостом.

Погрузка самосвала занимает всего минут пять. Кузов вмещает два с половиной ковша большого экскаватора

Почему? Всё элементарно и, увы, очень знакомо — на спуске отказали тормоза. Благо, что машина не улетела в речку, а просто, наскочив на камни, оторвало передний мост и вырвало коробку передач. Водитель пострадал, сейчас в больнице. Вот так бывает. Водителю Volvo в этих условиях безопаснее: тормоза эффективнее, колодки служат в среднем 300 тысяч км, к тому же в тормозах есть ABS. Если и этого мало, предусмотрен трёхступенчатый горный тормоз. Все эти элементы делают езду по горным дорогам безопасной.

С этими размышлениями и не заметил, как доехал до шахты. Горнорудное предприятие «Снегирихинское» добывает медную руду. В скале сделана штольня, где из недр и «высасывают» ископаемые. Потом вывозят шахтными самосвалами МоАЗ на поверхность и сбрасывают в накопитель. А там уже большой экскаватор с ковшом объёмом 5 кубов грузит породу на самосвалы, которые увозят груз на Николаевскую обогатительную фабрику.

Процесс загрузки занимает примерно 5 минут. Правильно, при объёме ковша 5 кубов в кузов самосвала влезает примерно два с половиной ковша, поэтому даже не успел ничего интересного увидеть. А погулять по предприятию тоже не особо можно — как-никак, а объект режимный, посторонних там не любят, особенно с фотоаппаратами.

Что ж, время 9:45, пора ехать обратно. Мягко покачиваясь на кочках, Volvo трогается. Двигатель не напрягает своим существованием. Даже при езде в гору с разгоном мотор не рычит. Звукоизоляция на высоте — далеко не во всех легковых машинах так тихо.

Раз в кабине тишина, пытаюсь выяснить некоторые особенности эксплуатации самосвала. Из-за того, что в нашей стране, особенно на таких маршрутах, как этот, по которому едем, не самые благоприятные условия для иностранной техники, то регламентное обслуживание надо проводить чаще, чем это делается в Европе. К примеру, замена масла в двигателе «там» требуется каждые 200 тысяч км, а у нас — 15 тысяч км. Замена масла в КПП и мостах нужна после 300 тысяч км пробега.

Пока рассуждал про сервис, выехали с горной дороги, под колёсами появился асфальт. Скорость движения выросла. Можно расслабиться, вспомнить дорогу в горах, по которой ехали недавно. Этот участок может оказаться коварным. Климат в предгорьях Алтая суровый. Погода переменчивая: утреннее солнце может вмиг смениться снежным бураном. Поэтому водители, отправляясь в рейс на рудник, берут с собой запас тёплой одежды и продуктов на несколько дней. Неоднократно были ситуации, когда мощный буран заметал дороги, да так, что дорога оставалась закрытой для движения на несколько дней. Тогда приходилось жить в машинах и ждать, когда снегоуборочная техника расчистит дорогу. А сделать это нелегко, ведь снега может намести и больше 5 метров!

Но это будет когда-то, а сейчас я подъезжаю к городу Шемонаиха, где надо будет заехать на Николаевскую обогатительную фабрику и выгрузить породу. От рудника проехали 130 км, времени ушло 4 часа. Очень неплохой показатель! Пора оценить и условия труда в машине. Да, мне дали порулить этим красавцем!

Несмотря на внушительные массу и габариты, водить этот самосвал очень легко. Рулевое управление чёткое, хотя от упора до упора руль крутится несколько раз. Педали имеют большие ходы, что позволяет очень точно дозировать усилие на них, что крайне важно при движении по карьеру. Особенно это актуально для педали газа — трогаться с грузом, а тем более ставить машину под ковш проще. В целом специфика управления самосвалом отличается от езды на легковой машине, но трудностей не вызывает, т. к. всё в Volvo продумано. Поэтому, скорее всего, после немаленького круга до рудника и обратно водитель совершенно не устаёт. Фабрика обогащает породу, которую потом везут железнодорожными составами в город Балхаш. Самосвалы, привёзшие породу с рудника, разгружаются на специальном отвале. А от него до дробилки руду возят уже БелАЗы.

Сзади Volvo очень трудно отличить от любого другого cамосвала

Рейс мой закончен, пора и честь знать. Можно подвести некоторые итоги.

Обладая равной с «китайцами» грузоподъёмностью, шведский грузовик экономичнее, быстрее и намного комфортнее. В кабине есть все условия: электропакет, аудиосистема. Кстати, радиоприёмник в Volvo отличный — ловит радиоволны там, где другие уже не работают. Есть и кондиционер. Скажете, лишняя опция? Как бы не так. Это Алтай, летом море комаров. Откроешь окна — будешь весь искусан насекомыми. Закроешь окна — будет очень жарко. И тут кондиционер очень кстати, как, в принципе, и в любом другом регионе нашей страны.

Но самым главным преимуществом Volvo я бы назвал безопасность. Ведь у «шведа», к примеру, нет такого понятия, как отказ тормозов.

На правах рекламы.